Что такое субъективизм?
Субъективизм является основной отличительной характеристикой австрийской школы экономики. Дня нее субъективизм - это больше чем просто экономическая методология. Это весь подход к изучению человеческой деятельности. Гуманитарные науки изучают отношения между людьми и вещами или между людьми. Теории человеческой деятельности пытаются объяснить непреднамеренные и непредвиденные кластеры результатов, которые появляются в результате человеческих взаимодействий. В рамках экономики этот подход ведет к акценту на спонтанный порядок и возникновение институтов и других моделей поведения, которые объясняются как непреднамеренный результат действий, мотивированных субъективным восприятием индивидуумов. Поэтому экономист, предлагающий теоретическое объяснение человеческому взаимодействию и институтам, должен начать с субъективного значения действия для индивидуума.
Фундаментальный тезис субъективизма: социальные научные объяснения должны начинаться объяснением субъективных ментальных состояний изучаемых акторов. Социальные исследователи должны серьезно принимать роль контекста интерпретаций, а также признать, что именно субъективные интерпретации акторов являются движущей силой их действий, а не объективная реальность, которая лежит в основе этой ситуации. Субъективизм предполагает, что мы не сможет объяснить человеческую деятельность, если попытается описать ее вне контекста человеческого восприятия и планов.
Особое место применения субъективизма - это дебаты на предмет экономического расчета. Неоклассики считали, что социалисты теоретически могут обнаружить равновесные цены, как это делает рынок, и, значит, так же рационально распределить ресурсы. Этот аргумент основан на том, что Госплан будет иметь информацию с рынка, как данное, точно так же, как представители этой школы считают знания как данное в теории идеальной конкуренции. Для австрийцев такой подход - это непонимание природы знаний и непринятие понятия "данное". "Данное" для Хаека - это только еще одно утверждение субъективизма, что экономисту необходимо начинать изучение экономических процессов с восприятия рыночных акторов. Это не значит, что экономист знает все, что знают акторы, что принято как норма в неоклассической теории. Австрийцы утверждают, что такие знания (о восприятии акторов) не только не известны экономисту. Они ему не могут быть известны. Когда мы признаем, что большая часть знаний, относящихся к экономической координации, является субъективным знанием определенных обстоятельств места и времени, то становится невозможным вообразить, что эти знания можно разместить в одной голове или в головах некой группы людей. Весь смысл рынка, по мнению австрийцев, заключается в том, чтобы использовать субъективные знания посредством межсубъектных сигналов, цен и прибыли. Эти явления являются непреднамеренными результатами взаимодействия между субъективными восприятиями субъектов, которые формируют спрос и предложение (suppliers and demanders). Непонимание неоклассиками рыночного процесса - это непонимание субъективизма. Рынок - это процесс для создания, открытия и использования знаний, которые рождаются из субъективных ментальных заявлений индивидуумов. Хаек продвинул австрийцев от субъективной ценности к субъективному знанию. Lachmann сделал еще один шаг вперед - к субъективным ожиданиям. Многие неоклассические экономисты взяли на вооружение физический подход к экономике. Но детерминистическое уравнение максимизации полезности общей теории равновесия не имеет места для "субъекта". Агенты не делают реальный выбор, не используют воображение. Они лишь выполняют функции на основе объективной информации. Такой подход может точно описать траекторию бильярдного шара после определенного удара. Для субъективиста такой подход ошибочен для описания реального исторического человеческого действия. Подход общего равновесия к экономике нашел свое логическое расширение в моделях рациональных ожиданий. В них фундаментальные ментальные явления, которые интересуют субъективистов, игнорируются. Предполагая, что агент будет использовать всю релевантную, имеющуюся в наличии информацию для формирования своих ожиданий, теоретик опять игнорирует реальный "субъект". Ожидания определяются вне контекста, способности и индивидуальности рыночного актора. Для австрийского субъективизма главный факт, требующий объяснения в экономике, это как акторы, имеющие разные ожидания и знания, способны координировать свое поведение, несмотря на все различия и анонимность на рынках. Понятие движения от индивидуализированного знания акторов к координации рынка исключается в моделях рациональных ожиданий. Объективизация неоклассиков еще больше отдаляет их от австрийской школы.
Кейнсианская и монетаристская макроэкономические модели, которые пытаются установить функциональные отношения между статистическими агрегатными показателями, также игнорируют важность субъекта на двух уровнях. 1) Агрегатные показатели сами по себе бессмысленны для процесса субъективного принятия решения индивидуумами. Решения человека продать или купить не совершаются в соответствии с индексом CPI или показателем агрегатных инвестиций. Значит, отношения между агрегатными показателями являются чисто статистическими и трудно объясняемыми в терминах специфической человеческой деятельности. 2) Анализ экономики как набора агрегатных отношений приводит к игнорированию индивидуальной деятельности акторов, которые и делают экономику. К примеру, монетаристская модель выдвигает гипотезу о прямом отношении между предложением денег и уровнем цен, правильно делая вывод о денежной природе инфляции. Но, останавливаясь на этом, монетаристы игнорируют процесс передачи (transmission process) информации и воздействие на конкретные цены. С субъективистской точки зрения важно, как изменение в предложении денег влияет на решения индивидуумов. Принимая увеличение предложения денег в определенное время и в определенном месте, объяснение поведения и реакции людей, которые сталкиваются в этим, критически важно для объяснения макроэкономических моделей, которые вытекают из этого поведения.
Литература:
Edward P. Stringham. Economic value and costs are subjective