Равенство

Болезнь равенства по своему воздействию на жизнь людей можно поставить вровень со СПИДом и раком. Несмотря на многовековую историю эпидемий этой социальной болезни люди до сих пор не понимают причин ее возникновения. Парижская коммуна, октябрьский переворот 1917 г., фашистская Италия или Германия - мы помним кровь, пролитую за равенство. Британский и французский подоходный налог в 90%, нормирование потребления, налог на наследство - все это наказания за самоотверженный труд.

Одни приводят доводы, что равными хотел нас видеть Бог (причем не приводят точных цитат). Поэтому люди должны при помощи силы или угрозы ее применения распределить поровну общий пирог национального богатства. Забрать у одних и отдать другим - за это с удовольствием берутся бюрократы и политики. Другие считают, что равенство дохода - это справедливо, это по-компанейски. Такую точку зрения разделяют те, кто привык к халяве. Привык, чтобы за него работали другие.

Путаница с равенством усиливается еще и тем, что это понятие относится к совершенно разным явлениям. Равенство перед законом - это действительно универсальный фундамент богатого и стабильного общества. Один человек не рождается с кнутом, а другой - с ярмом на шее. Люди по естественному, божественному, если хотите, праву рождаются равными. Неравными их делает созданное людьми государство. Писать разные законы для людей разного цвета кожи, религии, происхождения или пола аморально и противоестественно. Страны, которые пытались это делать, совершили трагическую ошибку, ценой которой была гибель миллионов людей, нищета и ненависть.

Богиня правосудия Фемида поэтому и изображается с завязанными глазами, чтобы судить объективно и беспристрастно. Любая другая форма равенства возможностей не имеет смысла, потому что невозможно найти даже двух людей с одинаковыми физическими и умственными способностями. У всех нас разные таланты и вкусы. У нас разные ценности и приоритеты. В природе нет людей, которые обладали бы абсолютно идентичной информацией. Мы разные. И в этом вся прелесть человеческой жизни. В этом причина экономического обмена.

Богатство как таковое не дает человеку права убивать, воровать или насиловать. Бароны и крепостные могли сосуществовать в одном обществе, но они не могли жить как свободные граждане. Европейская аристократия была искусственной, созданной кучкой людей, которые придумали себе общественный статус и отчаянно защищали его всей мощью государства и традиций.

Нельзя добиться равенства богатства без равенства людей. Есть только один способ добиться равенства людей - убить их. Только в могиле у людей равные способности и навыки.

Обязательным же условием успешной работы рынков, естественным результатом растущей экономики является неравенство. Сторонники равенства дохода считают, что производство богатства - это игра с нулевой суммой. Они исходят из того, что богатые богатеют за счет бедных. На самом деле богатые богатеют потому, что они создают новые продукты, пользующиеся спросом. Они добавляют ценность в существующий мир вещей. Если ты ездишь на "мерседесе", а я хожу пешком, значит ли это, что ты гражданин первого класса, а я второго? Отнюдь.

Некоторые утверждают, что равенство доходов - это путь к свободе. Наоборот, это путь к рабству. Не в том смысле, что на вас наденут кандалы и погонят работать на плантацию или колхозное поле. Вас "запеленают" в сеть тысяч мелких нормативных актов. Вас, как волка, "обложат флажками", да так, что вы и не заметите, как окажетесь в клетке. Институт Катона, проанализировав доходы разных групп населения в 130 странам мира, пришел к выводу, что неравенство доходов в богатых странах меньше, чем в бедных. Чем богаче люди в стране, тем меньше разница между 20% самых богатых и 20% самых бедных.

Многие считают, что равенство возможностей означает право претендовать на определенную работу на основе квалификаций и умений. Но кто определяет требования к претенденту? Работодатель, у которого свое, субъективное видение мира. Квалификация и навыки также индивидуальны. Как сравнивать людей в такой ситуации? По диплому, рекомендациям с предыдущих мест работы или по внешнему виду? Сколько людей, столько и мнений.

Те, кто хочет причесать всех людей под одну гребенку по уровню доходов, лишают нас одного важнейшего права. Это право быть глупым и совершать ошибки. Право на эмоциональные, взбалмошные решения. Это право быть человеком, а не запрограммированным роботом. Трудно представить себе, что все граждане Беларуси перестанут пить водку и курить, начнут по вечерам читать Библию, Айн Рэнд или Пушкина. Попытка защитить человека от его же слабостей и глупостей в экономике (при покупке товаров в магазине, выборе места работы, размещения денег в банке) сродни принуждению к казарменной жизни.

Пусть бросит в меня камень тот, кто в своей жизни не ошибался. Но морально ли возносить на пьедестал общественного признания тех, кто гордится своими многочисленными ошибками и без угрызений совести заставляет своих сограждан платить за свои просчеты? Почему мы не воздаем почести тем, кто в своей работе, творчестве или личной жизни таких ошибок совершил очень мало, причем сам заплатил за них? Потому что мы завидуем, забывая, что зависть является смертным грехом. Да, да. Требуя равенства доходов, мы совершаем смертный грех. Мы миримся с существованием разного рода меньшинств: сексуальных, религиозных или этнических. Но никак не можем примириться с существованием еще одного меньшинства- богатых людей. В реальной жизни мы все принадлежим к какому-то меньшинству. Наименьшее меньшинство на земле - человек. Почему же мы лишаем его права быть успешным в жизни и зарабатывать столько, сколько позволяют ему потребители? Главное, чтобы этот человек не нарушал аналогичных прав других.

Ярослав Романчук, из книги "Либерализм. Идеология счастливого человека"



Добавить статью в свой блог:

© 2010-2012 | Site owner A.Bulgakov | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 4.5 Mb