Компромисс
Мы живем в плену серости, моральной, политической и экономической. Яркие цвета, черное и белое, категорические суждения нынче не в моде. Политики предпочитают корректно обходить острые углы. Философы впали в постмодернистский транс. Они объявили, что реальная жизнь - это то, что каждый хочет видеть, что подлость и предательство относительны. Моралисты и принципиальные люди считаются старомодными, романтики - пережитком прошлого. Честность и открытость в бизнесе осуждается как попытка высокомерной выскочки. Быть не как все считается правилом дурного тона. "Не высовывайся"! - это самый популярный совет детям от родителей и дедушек. Чистый рынок объявлен радикальным, свободная торговля - антисоциальной, частная собственность - эксплуататорской. Компромиссным решением является смешанная экономика, регулируемая торговля и ограниченная собственность. Никаких чистых форм и четких линий. Все везде должно быть плавным и расплывчатым. Никаких однозначных формулировок законов. Нужна многозначительность и десятки отсылочных норм. Пусть чиновники трактуют: им тоже нужно за что-то жить надо.
В классах и учебных аудиториях доминирует синдром преподавателя. Это когда на вопрос любознательного студента "А как вы считаете?" следует ответ: "Я преподаватель. Я не могу иметь свою точку зрения". Так без осуждения остаются откровенно глупые и вредные экономические теории и предложения.
В цехах и офисах доминирует настроение приспособленчества, а не творчества. Не надо спорить с таможенником, пожарным, инспектором санстанции или налого-виком. Выгодно найти своего человека как можно выше во всемогущей вертикали власти и договориться с ним о госзаказе или схеме уничтожения конкурентов. Не за бесплатно, разумеется. При мелких нарушениях надо уметь найти общий язык с милицией, прокурором или судьей. Раз все в мире относительно, надо вовсю этим пользоваться. Зачем создавать новый товар, если можно украсть бренд раскрученного на Западе? Зачем инвестировать в "мозги", если выгоднее вкладывать в бюрократические связи? Зачем говорить потребителю правду, если закон позволяет сказать полуправду? Коль сосед, партнер, депутат или учитель не осуждает порок, а молча его оправдывает, порок расцветает и пожирает благодетель.
У нас говорят: "Конкуренция - это хорошо", но сразу добавляют: "только в рамках национальных интересов". Правительство утверждает: "Мы - за свободу торговли". И тут же вводит десятки разных барьеров для иностранных конкурентов и даже для товаров из других областей. В идеале цены должны быть свободными и стабильными, но власти регулируют их, ссылаясь на трудности переходного периода. Власти говорят об уважении к хозяину и тут же грозят собственникам конфискатом и "золотой акцией". Доверять человеку вроде можно, но каждый второй рубль все равно распределяется через бюджет. Мы верим в народную мудрость и силу традиций, но отгораживаем производителя от потребителя частоколом лицензий и разрешений.
Везде царствует компромисс. Везде нужно договариваться. Закон - ничто, интерпретации и связи - все. Кому на госслужбе нужен высококлассный специалист с хорошим западным дипломом? Начальник с провинциальным комплексом неполноценности явно не найдет с ним компромисса. Какой профессиональный менеджер предприятия будет работать не ради прибыли, а ради выполнения прогнозных показателей чиновников? Только тот, у кого моральная планка установлена ниже колена.
Мы застряли в переходном периоде. Мы живем в нем более пятнадцати лет. Между ложью и правдой. Между трусостью и смелостью. Между верностью и изменой. Между добродетелью и пороком. Мы потеряли моральные ориентиры в динамичном мире, потому что мы боимся. Боимся сказать правду громко и внятно. Боимся сказать дураку, что он дурак, вору - что он вор, лжецу - что он лжец. Мы все время ищем компромиссы. Мы ищем сильную спину защитника, батьки, а находим потную плоть дряхлеющего больного. Мы тянемся к щедрым и великодушным, но находим мелочных и скупых. И считаем, что это и есть компромисс с природой и обществом. "Может, так и надо?" - недоуменно и шепотом спрашиваем мы друг друга.
Компромисс между разумом и эмоциями значит отказ от разума и победы эмоций. Как в экономике бюрократизм душит рынок, так и в морали плохие принципы вытесняют хорошие. Быть иногда нечестным - значит быть нечестным вообще. Поэтому понятие "добро" значит все или ничего, черное или белое. Почему зло иногда должно быть серым? Для того чтобы прослыть вором, не нужно воровать каждый день. Достаточно украсть раз и быть пойманным. Как смешанная экономика неизбежно ведет к "серой" экономике и "черному" рынку, так и человек смешанных принципов недолго остается "серым". Он становится морально грязным. Он начинает жить двойной, тройной жизнью. Компромисс становится его стихией, оправданием его собственной нечистоплотности, источником его благосостояния.
Часто приходится слышать, что цель оправдывает средства. В действительности же аморальные действия отвергают саму цель. Не надо бояться черно-белых решений и суждений. Не осудить зло - значит стать морально серым. Не отдать должное, не высказать уважения за добродетель - значит превратиться в завистливого слабака.
Не верю, что в Беларуси нет героев, которые каждый день живут не по понятиям, а по твердым моральным принципам. Они кормят свои семьи, воспитывают детей, вопреки политике властей, работают в бизнесе и умудряются платить налоги. В Беларуси еще остались патриоты, которые гордятся своим национальным флагом и хотят петь гимн вместе с белорусскими спортсменами на престижных спортивных турнирах. У нас есть предприниматели, которые готовы конкурировать как с Западом, так и с Востоком.
К сожалению, у нас еще очень много членов избирательных комиссий, представителей номенклатуры и силовиков, которые готовы к компромиссу со своей совестью. Они готовы врать ради своих мелочных выгод. Они рассчитывают на то, что мы не будем их осуждать, что мы будем искать с ними компромисс, что мы их пожалеем. Так что же моральнее и благороднее, жалеть трусов и завистников и жить по их правилам или поддерживать творцов: перестать оправдывать компромиссами моральную серость?
Ярослав Романчук, из книги "Либерализм. Идеология счастливого человека"