Что такое свобода?

Существуют более 100 определений свободы. Выделим три основные, на наш взгляд, группы определений. Типичным представителем первой группы является Бертран Рассел. "Свобода - это способность достигать того, чего ты хочешь".

Данное определение имеет целый ряд логических выводов, которые можно сделать, если буквально принимать его на веру. Свобода убить другого человека. Свобода поступать в любой университет (по разным причинам). Свобода ходить по потолку. Исходя из этого система, которая позволяет достигать каждому то, что он хочет, является хорошей и наоборот. Допустим первые 6 рядов аудитории, считает своим моральным долгом избить людей, сидящих на двух задних рядах. Их большинство. В системе чистой демократии большинство голосует за избиения меньшинства. Принцип может быть разный (расовый, религиозный, собственности, происхождения), но если буквально и без ограничений использовать демократический принцип, т.е. волю большинства, то мы можем получить в высокой степени репрессивное государство.

С этой точки зрения решение Конституционного суда по запрету избиения студентов, сидящих на задних рядах является нарушением нашей свободы? Определение Б. Рассела, таким образом, противоречит свободе человека в реальном мире и нарушает другие ценности и права, например, права меньшинства. Вопрос не в том, хотите ли вы избивать своих товарищей с задних рядов. Вопрос в том, требует ли данное определение свободы такого подхода.

Определение Рассела приводит нас к тому, что свобода - это не всегда хорошо. Полная свобода невозможна. Вы хотите походить по потолку, но не можете. По Б. Расселу, ваша свобода ограничена, она не мыслима, потому что существует физические ограничения. Данное определение значительно снижает ценность свободы. Оно превращает ее в относительное понятие, не самое главное, в нечто относительно важное.

Вторая группа определений ассоциируется с именем Нобелевского лауреата в области экономики Джорджа Стиглера, который представляет Чикагский университет: "Свобода - это богатство". Чем больше у вас богатства, тем больше вы можете делать. Большинство тех вещей, которые вы делаете, имеет денежный эквивалент. Поэтому твоя свобода определяется размером твоих активов, в какой бы форме они не выступали. Но разве люди умирают за богатство, делают революцию за богатство или за свободу? Экономическая история показывает нам, что мировой ВВП многократно увеличился за последние 100 лет. Значит ли это, что увеличилась свобода. Следуя логике Стиглера, если вы хотите посмотреть динамику свободы, то достаточно говорить о росте реальных доходов на душу населения и начать говорить не о свободе, а о чистой экономике. Такой подход многие называют экономическим империализмом. В нем, очевидно, могут быть заинтересованы преподаватели экономики, потому что значение их профессии резко возрастает.

Третья группа определений свободы ассоциируется с именем австрийского экономиста Фридриха Хаека (книга "Конституция свободы"). Его определение является негативистским. Для Хаека самым главным аспектов является то, навязывает ли один человек свою волю другому человеку. Твоя свобода нарушается, если твои действия определяются волей другого человека или института. Т.е. мы не определяем, что такое свобода. Мы определяем, чем она не является, описываем состояние, когда ее нет. Если кто-то подходит к тебе с пистолетом и говорит: "Иди направо", ты едва ли можешь идти налево. Свобода предполагает наличие ситуации, когда тебе не навязывается ничья воля. По определению свободы Хаека нет нарушения свободы, если закон запрещают большинству избивать меньшинство. Но нарушением свободы является обязательная воинская служба. Многие говорят, что это долг, так это очень важная, общественная задача. Если брать критерий важности, то можно найти массу аргументов в пользу того, что почтовая служба, уборка мусора или изготовление сапог также является общественным долгом.

Практическое применение того или иного определения понятия "свобода" можно проследить в следующей ситуации. Кто-то стучится в дверь вашей квартиры. Вы открываете дверь. Там стоит некий подозрительный тип, который говорит, что ему негде переночевать и что он предлагает вам сделать это у вас в квартире. Конечно, если это не подозрительный тип, а симпатичная девушка, то решение может быть иным, но является ли ваш отказ нарушением его свободы? По Б. Расселу да, потому что по его определению частная собственность противоречит свободе. Вопрос не в том, кто в конечном итоге будет спать в вашей квартире, а в том, навязываете ли вы свою волю другому человеку. Нарушение свободы начинается тогда, когда есть закон, который запрещает вам оставлять у себя на ночь, к примеру, афроамериканца, будь он женщиной или мужчиной. Здесь наблюдается навязывание чужой воли. Право использовать чужую собственность на определенных условиях не является нарушением свободы пользователя. У меня нет права выращивать марихуану на лекционном столе, потому что он мне предоставлен на других условиях.

Л. Мизес пишет, что свобода выбора человека ограничена с трех сторон:

  1. Физические законы Земли, которые надо знать и приспосабливаться к ним;
  2. Внутренние физиологические ограничения человека (рост, вес, возможность действовать в разных климатических, температурных и т.д. режимах). Они также влияют как на выбор целей, так и средств для их достижения;
  3. Существующие закономерности между явлениями, показывающие взаимосвязь между средствами и целями, а именно праксеологические законы в отличие от физических и физиологических.


Добавить статью в свой блог:

© 2010-2012 | Site owner A.Bulgakov | Programming V.Lasto | Povered by Nano-CMS | Designer S.Gordi | Memory consumption: 2.75 Mb